Архангельский суд провел анализ судебной практики по делам об установлении факта трудовых отношений за 2017 и первое полугодие 2018 года. В частности, было рассмотрено большое количество вопросов, связанных с порядком обращения в суд. Так, например, судьи со ссылкой на п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 15 напомнили, что предусмотренное ст. 308 Трудового кодекса правило, согласно которому что споры, не урегулированные самостоятельно работником и работодателем – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, рассматриваются в суде, не означает установление обязательного досудебного порядка урегулирования такого спора (справка Архангельского областного суда по результатам обобщения судебной практики по делам об установлении факта трудовых отношений).
Отмечено также, что в суд с заявлением в защиту нарушенных законных интересов работника вправе обратиться прокурор (ст. 45 Гражданского процессуального кодекса) и профсоюз (ст. 23 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). При этом судьи обратили внимание, что при обращении в суд прокурора или профсоюза с заявлением в защиту трудовых прав работников начало течения срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора определяется исходя из того, когда о нарушении своего права узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление, если иное не установлено законом.
А вот Государственная инспекция труда, как справедливо указывает Архангельский областной суд, правом на обращение в суд в интересах работника не наделена. Отметим, что недавно Госдума отклонила предложение по предоставлению ГИТ таких полномочий.
Также суд обратил внимание на вопросы подсудности трудовых споров. В силу ст. 28 и ст. 29 ТК РФ иски работников по спорам, связанным с восстановлением нарушенных трудовых прав, могут быть поданы в суд по выбору работника – по месту его жительства, по месту нахождения работодателя либо по месту исполнения работником обязанностей по трудовому договору. Однако в случаях, когда договор в письменной форме не оформлен и сведений о месте его исполнения не имеется, подача иска по месту исполнения договора невозможна, поскольку это допускается только при четком указании в договоре сведений о месте его исполнения.
Источник: garant.ru