Принимать проект1 закона об этнологической экспертизе в текущей редакции нельзя. Об этом в ходе состоявшегося сегодня в ОП РФ «нулевого чтения» заявил Председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.
Речь идет о законопроекте, разработанном ФАДН России. В соответствии с документом этнологическая экспертиза представляет собой оценку социально-культурных последствий внедряемой хозяйственной деятельности и иных управленческих решений на объекты этнокультурного наследия граждан. При этом подразумевается, что заказчиками этнологической экспертизы станут юрлица, которые планируют осуществлять хозяйственную и иную деятельность на территориях, относящихся к единому перечню мест этнокультурного наследия (его должно будет определить Правительство РФ).
С одной стороны, Иосиф Дискин признал актуальность такой законодательной инициативы. Но с другой стороны, как по его мнению, так и по мнению других экспертов, представленный законопроект нуждается в детальной доработке. В качестве ключевых замечаний специалисты назвали следующие.
1
Обязательный характер этнологической экспертизы. Так, одним из принципов экспертизы в соответствии с документом является презумпция потенциальной этнологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Тем самым любые работы в зонах этнокультурного наследия должны подлежать этнологической экспертизе. Однако начальник департамента национальной политики Управления Президента РФ по внутренней политике Татьяна Вагина убеждена в том, что такая экспертиза не должна быть обязательной: «Это огромный административный барьер для любой хозяйственной деятельности, поэтому должны быть разработаны критерии, из которых будет вытекать необходимость ее проведения».
О том, каким критериям должен соответствовать земельный участок, чтобы физическое лицо, относящееся к коренному малочисленному народу, смогло получить льготы по земельному налогу, узнайте из материала «Льготы по земельному налогу для физических лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также их общин» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
2
Спорное определение объекта этнокультурного наследия. В законопроекте таковым является исключительно нематериальное культурное наследие. Заведующая кафедрой сравнительной политологии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН, д. п. н. Мария Мчедлова предлагает расширить это понятие, включив в него и материальное наследие.
3
Отсутствие требований к составу экспертной комиссии. «Кто является экспертом? Кто должен выполнять этнологическую экспертизу? Это ученые этнологи, фольклористы, филологи, антропологи и т. д. или это специалисты, которые могут оценить хозяйственный ущерб? Откуда их привлекают?», – перечислила Мария Мчедлова вопросы, на которые, по ее мнению, обязательно следует ответить законодателю. А первый заместитель Председателя Общественной палаты Оренбургской области Николай Науменко дополнил: «Для того, чтобы экспертиза проводилась на высоком научном уровне, необходимы эксперты из числа специалистов этнологов и этнографов, историков и археологов. Не всегда в регионах такие специалисты имеются. А приглашение экспертов из других территорий, не осведомленных о местной специфике, может оказаться неэффективным и даже вредным. Это ставит вопрос о подготовке специалистов-этнологов в вузах соответствующих регионов».
4
Нерациональная система регулирования. Почти все полномочия, связанные с этнологической экспертизой, проект закона передает Правительству РФ (утверждение порядка проведения экспертизы, согласование участия в ее проведении научных учреждений, утверждение состава экспертной комиссии и др.). Вместе с тем Татьяна Вагина считает, что практически все функции можно и нужно спустить с уровня Правительства РФ на уровень федеральных органов исполнительной власти. «Кстати, экспертная комиссия не должна формироваться раз и навсегда, она должна создаваться каждый раз при проведении экспертизы. В ее состав следует включить представителей субъекта, возможно, потребуются представители религиозных организаций, а когда в регионе таких экспертов недостаточно, ФАДН России на базе своей экспертной площадки сможет рекомендовать отдельных специалистов», – добавила она.
5
Отсутствие общественного контроля. Субъектами этнологической экспертизы являются Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов, а также сам заказчик, гласит текст законопроекта. Однако, как указал Иосиф Дискин, авторы документа совершенно забыли об общественном контроле (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»). Более того, он рекомендовал дополнить документ положением, согласно которому в тех случаях, когда речь идет о значимом влиянии на этнокультурное наследие, необходимо получить заключение региональной общественной палаты соответствующего субъекта РФ.
Помимо этого, эксперты сочли, что при доработке указанного законопроекта следует предоставить представителям коренных малочисленных народов возможность высказывать свое мнение относительно результатов этнологической экспертизы. А заместитель начальника отдела правовой экспертизы и совершенствования законодательства Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Сергей Лобырев даже выступил с инициативой предоставить гражданам и/или их объединениям право выступать в качестве заказчиков подобной экспертизы.
Николай Науменко также упомянул о необходимости сопоставить этнологическую экспертизу с действующей государственной историко-культурной экспертизой (ст. 28-32 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). Возможно, указал он, вместо принятия отдельного закона, достаточно будет внести поправки в уже существующий.
Представитель разработчика документа, и. о. заместителя руководителя ФАДН России Михаил Мишин признал, что законопроект действительно требует доработки, и обещал учесть все высказанные замечания. При этом Иосиф Дискин попросил не только внести в текст соответствующие правки, но и представить отредактированный вариант проекта закона на «нулевое чтение» в ОП РФ повторно.
______________________________
1 С текстом законопроекта «Об этнологической экспертизе в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/01-18/00077915).
Источник: garant.ru