Минюст России предлагает установить круг лиц, которые могут обратиться с такими жалобами, порядок их подачи и рассмотрения судом, дополнив Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД) новой ст. 9.1. Так, планируется, что по общему правилу постановление судьи о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия (далее – ОРМ), ограничивающего конституционные права граждан, можно будет обжаловать в вышестоящий суд в течение месяца со дня установления этим лицом факта проведения в отношении него таких мероприятий1. Речь идет о лицах, виновность которых в совершении преступления не доказана по причине того, что в возбуждении уголовного дела было отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления (ч. 4 ст. 5 Закона об ОРД).
Предполагается, что жалоба на постановление судьи о разрешении проведения ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан, будет рассматриваться судьей вышестоящего суда единолично в судебном заседании не позднее чем через 15 суток со дня ее поступления. Такое рассмотрение будут проходить с участием заявителя, его законного представителя или представителя, прокурора, представителя органа, осуществлявшего оперативно-розыскную деятельность. Неявку лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, предлагается не считать препятствием для такого рассмотрения. Причем для обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, планируется обязать предоставлять судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, послуживших поводом к принятию постановления о разрешении проведения ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан.
Ожидается, что выслушав мнение участников судебного заседания и изучив представленные материалы, судья по результатам рассмотрения жалобы будет выносить одно из следующих мотивированных постановлений:
- о признании незаконным или необоснованным постановления о разрешении производства ОРМ и о его отмене;
- об оставлении жалобы без удовлетворения.
Согласно законопроекту указанные жалобы будут подаваться заинтересованным лицом и рассматриваться судом в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом, если основанием для разрешения производства ОРМ и его производства станут поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или постановление, определение суда по уголовным делам, а также материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве. А жалобы на решения и действия органов, осуществляющих ОРМ в случаях, не связанных с уголовным преследованием, предлагается осуществлять в порядке, установленном КАС РФ.
Необходимость нововведения объясняется тем, что у лиц, полагающих, что действия органов, осуществляющих ОРМ, привели к нарушению их прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий ОРМ, прокурору или в суд (ч. 3 ст. 5 Закона об ОРД, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 1419-О). Однако вид судопроизводства, посредством которого судом рассматриваются эти жалобы, действующим законодательством не определен.
Независимая антикоррупционная экспертиза документа завершится 4 октября.
______________________________
1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/13/09-18/00084270).
Источник: garant.ru