Законодательное Собрание Челябинской области считает, что условия размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких участков и установления сервитута должны определять своим НПА субъекты Федерации1. Причем внесенным региональными депутатами в Госдуму законопроектом планируется, что такие условия должны включать в себя:
- требования к оформлению правоотношений между федеральным или региональным органом исполнительной власти, а также между органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и хозяйствующим субъектом при размещении нестационарных торговых объектов;
- порядок проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов;
- случаи размещения нестационарных торговых объектов без проведения торгов, а также порядок определения размера платы в таких случаях;
- максимальные сроки размещения нестационарных торговых объектов по результатам проведения торгов и без их проведения.
Предполагается, что в случае принятия закон вступит в силу со дня его официального опубликования.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, действующим законодательством регулируются только вопросы, связанные с включением нестационарных торговых объектов в схему их размещения. При этом условия такого размещения не регламентированы, как и не определены органы публичной власти, которые вправе устанавливать их. А это, по мнению региональных депутатов, способствует возникновению судебных споров в этой сфере. В качестве одного из примеров приводится апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2017 г. № 80-АПГ17-12. Суть дела заключалась в том, что заявительница обратилась в суд с административным иском о признании отдельных разделов регионального порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории области недействующими, ссылаясь на их противоречие федеральному законодательству. В субъекте РФ было обязательным оформление договора на размещение нестационарного торгового объекта, а за такое размещение нужно было заплатить. Суд первой инстанции удовлетворил требование истицы, однако ВС РФ отменил его решение.
Напомним, что под нестационарными торговыми объектами понимаются торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижные сооружения (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
______________________________
1 С текстом законопроекта № 544445-7 «О внесении изменений в статью 39-36 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Источник: garant.ru