В силу ст. 325 Трудового кодекса лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в коммерческих организациях, устанавливается коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 19 июля 2018 г. по делу № 33-1560/2018).
Работник обратился в суд, требуя от работодателя на основании данной нормы компенсации ему расходов, понесенных на проезд к месту отдыха и обратно. Как было установлено в суде, работодатель зафиксировал такой порядок компенсации работникам соответствующих расходов, при котором максимальный размер компенсации был ограничен 36 тыс. руб. Данной суммы не хватило работнику для приобретения билетов, в связи с чем он был вынужден оплатить их в том числе за счет собственных средств.
Суд в такой ситуации никаких нарушений не усмотрел. Судьи сослались на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, приведенную в постановлении от 9 февраля 2012 г. № 2-П, согласно которой при установлении размера компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно размера, а также условий и порядка выплаты таковой должны приниматься во внимание реальные экономические возможности работодателя, не относящегося к бюджетной сфере.
Отметим, однако, что в том же постановлении отмечено, что указанные возможности работодателя не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения. КС РФ подтверждает, что объем компенсации, выплачиваемой в коммерческих организациях, может отличаться от того, который установлен для работников бюджетной сферы. Однако данные различия должны быть оправданными, обоснованными и соразмерными конституционно значимым целям, а именно – гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. Аналогичные разъяснения приведены и в информации Минтруда России от 29 мая 2013 г.
Иными словами, формально работодатель действительно вправе определить предельный размер компенсации работникам проезда к месту использования отпуска. Однако определен данный размер должен быть таким образом, чтобы указанной суммы хватило работнику на проезд к месту отдыха и обратно в пределах территории РФ. Если же этой суммы недостаточно, отказать работнику в компенсации его расходов на проезд в полном объеме, ссылаясь на соответствующие положения внутренних документов, нельзя.
В судебной практике достаточно примеров, когда установленный работодателем порядок компенсации проезда к месту использования отпуска, не покрывавший полностью соответствующих расходов работника, признавался незаконным (п. 6 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 г., определения Магаданского областного суда от 3 мая 2018 г. № 33-308/2018, Верховного Суда Республики Карелия от 17 февраля 2017 г. № 33-672/2017, Мурманского областного суда от 8 февраля 2017 г. № 33а-201/2017).
Источник: garant.ru