Согласно представленным судами сведениям, в период с 1 января 2015 года по 31 марта 2017 года судьями судов общей юрисдикции рассмотрено 1381 дело об административных правонарушениях, из которых:
- 1357 дел по факту нарушения правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, включая грубые нарушения (ч. 1 ст. 20.31 КоАП);
- 24 дела – по фактам повторного нарушения правил поведения зрителей и случаям, когда правонарушение привело к приостановлению либо прекращению официального спортивного соревнования (ч. 2 ст. 20.31 КоАП РФ) (Справка по материалам проведенного в связи с подготовкой к предстоящему чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года обобщения судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований»).
Нарушения выражались в причинении имущественного ущерба собственнику спортивного объекта; бросании различных предметов в сторону игроков, других зрителей; нахождении во время проведения соревнования на лестницах, создании помех движению в зонах мест проведения соревнований, предназначенных для эвакуации; проносе в место проведения официального спортивного соревнования пиротехнических изделий с их последующим использованием или без такового и т. д.
Отмечается, что квалификация действий болельщиков осуществлялась согласно редакции ст. 20.31 КоАП РФ, действовавшей до 28 апреля прошлого года. С указанной даты административная ответственность нарушителей была ужесточена, в частности, грубое нарушение правил поведения зрителей на трибунах было выделено в качестве отдельного состава правонарушения (ч. 3 ст. 20.31 КоАП РФ).
Чаще всего в качестве наказания суды назначали штраф без дополнительного запрета на посещение соревнований в дни их проведения.
В ходе обобщения практики применения судьями ст. 20.31 КоАП РФ выявлено более 280 случаев возвращения протоколов об административных правонарушениях, в числе причин:
- неполное описание в протоколе события правонарушения;
- отсутствие подписи должностного лица, его составившего, либо лица, в отношении которого составлен протокол;
- недоставление в суд лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, влекущем административный арест, и другие.
Суды смягчали административную ответственность при: раскаянии нарушителя, наличии у него несовершеннолетних детей, привлечение к административной ответственности впервые; отсутствии существенного вреда охраняемым общественным отношениям. А среди отягчающих обстоятельств оказалось совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на наличие такого состояния опьянения.
Также отмечается, что нахождение зрителя в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, при проведении официального спортивного соревнования квалифицируется как нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (ст. 20.31 КоАП РФ). А если зритель находится в любом общественном месте, не являющемся местом проведения официального спортивного соревнования, это расценивается как появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ). В первом случае минимальный размер штрафа составляет 3 тыс. руб., во втором – 500 руб.
При этом поясняется, что курение табака при проведении официальных спортивных соревнований, проходящих на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания услуг в области физической культуры и спорта, расценивается как нарушение запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за которое установлена санкция в виде штрафа от 500 до 1 тыс. руб. (ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ).
Особое внимание уделяется случаям сокрытия зрителями лиц (их частей) масками в местах проведения соревнований. В частности, такое сокрытие является правонарушением, только если зрители маскируются именно в целях затруднения установления их личностей. Для установления этого факта судьям рекомендовано учитывать используемые способы и средства маскировки и наступившие последствия (в том числе с точки зрения обеспечения безопасности и общественного порядка).
Источник: garant.ru