Психиатрические учреждения не наделены полномочиями по определению цены за платные услуги медосвидетельствования врачебной комиссией (в том числе врачом-психиатром) для выдачи или продления лицензии на право приобретения и хранения оружия. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу по спору между областной психбольницей и ФАС России (определение ВС РФ от 29 декабря 2017 г. № 306-КГ17-19985).
Ранее антимонопольная служба выдала психучреждению предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: больница, являясь монополистом (уровень концентрации на рынке упомянутого медосвидетельствования на территории областного центра — 100%), самостоятельно устанавливала стоимость медосвидетельствования. В предписании ФАС России потребовала отменить пункт 2.11 прейскуранта «Освидетельствование врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия».
Оспорить предписание в суде не получилось – суды всех уровней признали решение ФАС России законным.
Дело в том, что:
- пациенты обращаются за медсвидетельствованием для того, чтобы получить «лицензию на оружие»;
- выдача лицензии на право приобретения (хранения) оружия является госуслугой, оказываемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия;
- а спорная медуслуга (медосвидетельствование с выдачей справки в целях предоставления госуслуг федеральными органами исполнительной власти) поименована под номером 27 в Перечне услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
- следовательно, размер платы за эту услугу – чисто теоретически – могут устанавливать либо Правительство РФ, либо федеральные органы исполнительной власти, к коим психбольница, разумеется, не относится (хотя ее пациенты могут иметь противоположное мнение);
- при этом Правительство РФ могло бы установить стоимость спорного медосвидетельствования, только если бы это прямо было разрешено каким-нибудь федеральным законом, однако такового суды не обнаружили. А иные ФОИВ вправе устанавливать стоимость медосвидетельствования только для «своих», подведомственных им, учреждений. Областная психбольница же не является ФГУ и подведомственна субъекту РФ;
- а у субъекта РФ и подведомственных ему медучреждений нет права на определение размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления госуслуг федеральными органами исполнительной власти ;.
- выходит, что никто, включая и саму психбольницу, не может законно установить для нее размер платы за психосвидетельствование для лицензии «на оружие»;
- а значит, предписание ФАС законно, и применять спорный пункт прейскуранта платных услуг никак нельзя.
Руководствуясь этими аргументами, ВС РФ констатировал отсутствие у психучреждения полномочий по установлению размера платы за оказание спорных услуг и отказал в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
Отметим, что вопрос о цене медосвидетельствований на «оружейную» лицензию попал в поле зрения ФАС России после жалобы местного ЧОПа и профильной СРО: они озаботились вопросом, потому что их многочисленные работники регулярно проходят эти освидетельствования, а совокупная стоимость спорных услуг, вероятно, является внушительной.
Но региональные и муниципальные психиатрические учреждения проводят куда более «популярное» мероприятие – осматривают водителей и кандидатов в водители, выдают им справки для получения или продления водительских удостоверений. Но ведь получение /продление прав – тоже госуслуга, которую оказывает МВД, а значит, подобные осмотры являются все тем же медицинским освидетельствованием с выдачей справки в целях предоставления госуслуг федеральными органами исполнительной власти. Цену на которое для областных медучреждений – как это доказали арбитражные суды – никто в РФ установить не вправе.
Источник: garant.ru