По мнению Верховного Суда Российской Федерации, споры, возникающие из договоров, заключенных в результате закупки в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), в целом являются гражданско-правовыми. В конкретном случае это касалось спора по делу о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда строительных организаций (Определение ВС РФ от 11 июля 2018 года № 305-ЭС17-72401).
В одном из пунктов договора между заказчиком и подрядчиком, двумя акционерными обществами, который касался строительства московского метрополитена, содержалось третейское соглашение. По мнению подрядчика, заказчик ненадлежащим образом исполнил условия договора, поэтому первый обратился в третейский суд, который вынес решение в его пользу. Несмотря на это, заказчик не исполнил решение суда в добровольном порядке, поэтому подрядчик обратился уже в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Суды первой и кассационной инстанций также встали на сторону подрядчика, но заказчик не согласился с вынесенными ими актами и обратился в ВС РФ. В жалобе он указал, что договор был заключен им как специальным субъектом (100% акций заказчика принадлежат городу Москве), финансирование осуществлялось за счет бюджетных средств, а значит, требуется публичный контроль. Следовательно, споры, вытекающие из таких отношений, не могут рассматриваться третейскими судами, сделал вывод заказчик.
В связи с обнаружившейся неопределенностью в законодательстве, ВС РФ обратился с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации. Однако последний решил, что решение данного вопроса относится к компетенции ВС РФ (Определение КС РФ от 12 апреля 2018 № 865-О).
Какие заказчики обязаны с 1 января 2018 года осуществлять закупки у МСП? Узнайте из материала «Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по Закону № 223-ФЗ» в «Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Тогда ВС РФ указал на волю законодателя на регулирование спорных отношений по Закону № 223-ФЗ как гражданско-правовых. Об этом, в частности, свидетельствует то, что стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, и никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой, отметил Суд. А к числу общепризнанных способов разрешения гражданско-правовых споров относится и обращение в третейский суд (п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса). Анализ правового регулирования, резюмировал ВС РФ, не позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель предусматривал правило о неарбитрабельности споров, которые вытекают из договоров, заключенных в результате закупки товаров отдельными видами юридических лиц. В первую очередь из-за того, что в настоящее время действует принцип баланса публичных и частных интересов в подобных отношениях.
Это определение уже положительно оценили некоторые эксперты. «Можно только поприветствовать подход, который в данном деле продемонстрировал ВС РФ. Эта позиция, особенно с учетом арбитражной реформы, будет способствовать развитию и популяризации добросовестного арбитража в России», – прокомментировал Ответственный администратор Российского арбитражного центра при Российском институте современного арбитража Андрей Горленко.
______________________________
1 С текстом Определения ВС РФ от 11 июля 2018 года № 305-ЭС17-7240 можно ознакомиться в Картотеке арбитражных дел.
Источник: garant.ru