Российские компании смогут учесть в расходах сумму затрат на профессиональное обучение персонала дистанционным способом, а также затраты на помещение, где проводят занятия, и оборудование. Это позволит сократить налогооблагаемую базу при уплате налога на прибыль организации.
Документ, который вносит изменения в Налоговый кодекс и позволит стимулировать компании к участию в подготовке высококвалифицированных кадров, сегодня публикует «РГ». По оценкам экспертов, принятые меры позволят повысить конкурентоспособность на рынке, но срок их действия ограничен — с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022-го.
Расходы на обучение персонала могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль лишь в том случае, если профиль обучения непосредственно связан с основным видом деятельности организации, а рассматриваться это должно как единый, связанный с производством товаров или реализацией услуг процесс повышения квалификации работника, поясняет доктор юридических наук, профессор Иван Соловьев.
Компании смогут обучать персонал в научных, медицинских, культурных и спортивных учреждениях
«Следствием должны стать лучшие результаты деятельности и, соответственно, рост налоговых платежей, — считает собеседник «РГ». — Поэтому по своей правовой категории это не льгота, так как льгота — это преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определенной категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. А здесь это правило действует для всех».
На практике это будет происходить следующим образом. Например, компания потратила на обучение персонала, аренду помещений и оборудования для этих нужд миллион рублей. Тогда она учтет потраченное в статье расходов и на 200 тысяч рублей (базовая ставка налога на прибыль в России — 20 процентов) уплатит меньше налога на прибыль, поясняет глава налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе. По его словам, обучением работников часто занимаются крупные компании, например, предприятия аэропортов и нефтегазовые компании.
Расходы на обучение работников могли включать в состав прочих расходов и раньше, но в поправках есть существенное нововведение: так, с 2018 года к расходам можно отнести траты по договорам дистанционной формы обучения, а воспользоваться курсами для этого можно будет не только у образовательных учреждений, но и у научных, медицинских, физкультурно-спортивных, культурных и других.
«В подобных условиях организациям выгоднее потратить полученную выручку, включив как можно больше затрат в качестве расходов, минимизировать прибыль и тем самым уменьшить сумму, подлежащую уплате в качестве налога на прибыль, — подтверждает адвокат бюро «Деловой фарватер» Роман Терехин. — Объем подобного вида расходов законодательно не ограничен, однако для их принятия в качестве таковых необходимо соблюдение критериев обоснованности (экономической оправданности) и их документального подтверждения». Признание таких затрат носит оценочный, субъективный характер, заключает он.
Источник: https://rg.ru
Фотография