Конституционный Суд Российской Федерации пришел к такому выводу, рассмотрев жалобу гражданина С., которому было отказано в отсрочке для получения среднего профессионального образования (Постановление КС РФ от 22 мая 2018 г. № 19-П). Студент родился 29 сентября 1998 года, окончил среднюю общеобразовательную школу в 2017 году и 1 сентября того же года поступил в бюджетное профессиональное образовательное учреждение для обучения по программе среднего профессионального образования. А 1 декабря 2017 года призывной комиссией внутригородского муниципального образования было принято решение о призыве гражданина С. на военную службу, поскольку отсрочки от призыва на военную службу ему были предоставлены дважды:
- как достигшему призывного возраста (18 лет) до окончания средней общеобразовательной школы (абз. 2 подп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», далее – закон о военной службе);
- как успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования — на период до 1 октября года ее прохождения (подп. «г» п. 2 ст. 24 закона о военной службе).
Студент пытался обжаловать действия призывной комиссии в районном суде, который сделал вывод о неопределенности в вопросе, приостановил производство по делу и обратился в КС РФ за разъяснениями.
КС РФ пояснил, что существующая система отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением образования в целом предполагает предоставление гражданам возможности незамедлительно после получения среднего общего образования продолжить получение образования по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам профессионального образования: программам среднего профессионального или высшего образования — программам бакалавриата и программам специалитета. Также он обратил внимание, что граждане, поступившие на обучение в образовательные организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования в возрасте от 6,5 до 8 лет и завершившие освоение указанных образовательных программ в пределах сроков получения среднего общего образования, должны рассматриваться как одна категория для целей правового регулирования отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением гражданином образования по очной форме обучения.
Суд признал не соответствующими Конституции РФ положения абз. 2, 3, 10 подп. «а» п. 2 ст. 24 закона о военной службе, в части предоставления отсрочек от призыва на военную службу гражданам, обучающимся по очной форме обучения, обусловливают предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, получающим среднее профессиональное образование, использованием отсрочки для получения среднего общего образования. Речь также идет о неконституционности лишения права на отсрочку студентов, воспользовавшихся ею для завершения обучения в общеобразовательной организации и прохождения итоговой аттестации. Федеральному законодателю указано на необходимость внести в законодательство необходимые изменения.
Напомним, что в апреле текущего года КС РФ пришел к заключению, что студенты-магистры вправе получить отсрочку от призыва в армию, даже если пользовались правом на нее в выпускном классе средней школы, а затем при обучении по программе бакалавриата.
Источник: garant.ru