Главная » Судебная практика » Когда «унижение» конкурента не означает, что его деловая репутация опорочена?
a

Когда «унижение» конкурента не означает, что его деловая репутация опорочена?

Когда "унижение" конкурента не означает, что его деловая репутация опорочена?

Если фактические обстоятельства, изложенные в спорных материалах, правдивы, то их публикация допустима, даже если факты щедро «разбавлены» полемическими эмоциональными высказываниями отрицательного характера (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2019 г. № 305-ЭС19-930, постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 ноября 2018 г. № Ф05-19812/18).

На это указал ВС РФ, рассматривая репутационный иск одной известной инстаграм-блогерши, продающей свои услуги по фейс-фитнесу, к другой, не менее известной, интернет-фигуре, также подвизавшейся в упомянутой сфере бизнеса. Отметим, что ранее истица выиграла первое «сражение» в конкурентной войне – суд «снял» с нее обвинения в «краже» методики фейс-фитнеса у соперницы, отметив, что методика выполнения физкультурных упражнений не может быть объектом авторского права, а стало быть, перенимать и копировать ее не возбраняется.

Проиграв иск о краже интеллектуальной собственности в виде методики естественного омоложения, ее автор сочла необходимым публично предупредить блогосферу о том, что она настоятельно не рекомендует «омолаживаться» у конкурентки, потому что:

  • некоторые – с конкретными примерами – из приемов, демонстрируемые соперницей, травмоопасны и болезненны;
  • а у нее самой нет даже среднего медицинского образования и базовых знаний в области массажа.

Все это сопровождалось эмоциональными выпадами против «множества доморощенных экспертов по самым разным вопросам, появившихся с расширением влияния соцсетей», сожалением о том, что «вчерашние домохозяйки за деньги научат, как обрести душевный покой, найти работу мечты или выйти замуж за олигарха!» и призывом «быть внимательными и не попадаться на удочку шарлатанам, несмотря на раскрученный профиль в соцсетях». Заголовок тоже был броский: «Осторожно, [наименование противной стороны]. Опасно для здоровья!».

Конкурентка предсказуемо обратилась в суд, требуя защитить свою деловую репутацию, однако в иске было отказано:

  • обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчице, и она предоставила суду заключение профессора, доктора медицинских наук, в котором утверждалось, что, действительно, определенные приемы, демонстрируемые конкуренткой (то есть той, которая заимствовала методику), носят потенциальную опасность для здоровья;
  • истица не опровергла тот факт, что ни медицинского образования, ни знаний в области массажа у нее нет;
  • что же касается остальных неприятных реплик, то спорная статья является новостной публикацией в полемическом стиле с цитированием фотографий и обоснованными выводами, соответствующими действительности. А раз это полемика (суд применил к ней эпитет «научная»), даже при условии, что выводы отрицательные, то это мнение автора исследования, и оно не подлежит оспариванию в порядке ст. 152 Гражданского кодекса;
  • эмоциональная составляющая полемики не влияет на оценку вышеуказанных спорных сведений (поскольку они могут быть как положительными, так и отрицательными).

ВС РФ не нашел оснований для пересмотра актов нижестоящих инстанций и в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказал.

Источник: garant.ru

Поделиться в vk
VK
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Галкин Кирилл Олегович

Галкин Кирилл Олегович

Юридические вопросы по теме судов и недвижимости

Хотите получить бесплатную консультацию юриста?

Услуги агентства

Заказ обратного звонка!

Перезвоним быстро, конфиденциальность гарантируем.

Заявка отправлена!

Спасибо, скоро мы свяжемся с вами!