Традиционными источниками международного частного права (МЧП) являются нормативно-правовые акты, обычаи, судебные прецеденты и доктрины (мнения наиболее авторитетных юристов). Однако в тех или иных государствах мира, в зависимости от правовой системы, не все из вышеперечисленных источников таковыми признаются. Россия также не является исключением.
В Российской Федерации нормативно-правовые акты, несомненно, являются источниками МЧП. Особенность здесь состоит в том, что в России нет единого акта по МЧП. Соответствующие нормы являются составными частями отраслевого законодательства. Некоторые нормы МЧП нашли свое отражение, например, в Конституции РФ, Федеральных конституционных законах, Федеральных законах. Санкционированные обычаи также признаются в качестве источника российского МЧП.
Наибольшие споры вызывает судебный прецедент. Если в странах англо-саксонской семьи судебный прецедент является неотъемлемым источником права, то в России ситуация иная. С одной стороны, на официальном уровне судебный прецедент в России не признается национальным источником права. С другой стороны, если посмотреть на проблему шире, то встает закономерный вопрос относительно, например, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, которые являются судебной практикой. Формально, судебная практика не признается источником права, а разъяснения Пленумов носят «рекомендательный» характер, однако, в действительности, можно констатировать, что никакие решения нижестоящих судов, противоречащие постановлениям Пленумов, в законную силу не вступают и могут быть обжалованы. В этом смысле, судебная практика, как таковая, имеет значение источников МЧП в России.
Относительно доктрины мнения также расходятся. Законодатель отмечает, что доктрина не может служить источником права в России. С другой стороны, если мы говорим о рассмотрении дел, осложненных иностранным элементом, т. е. о МЧП, то в этом случае суд может обратиться к «экспертам», которые дадут свои комментарии для установления содержания тех или иных норм иностранного права.
Таким образом, в российской юридической науке до сих пор идут споры относительно некоторых источников МЧП, а также относительно возможности их использования для решения задач в области МЧП.