Трудовые отношения персонифицированы. Следовательно, за нарушение в отношении каждого работника должна быть установлена отдельная ответственность. Такую позицию инспекции по труду разделяет в некоторых своих постановлениях и Верховный Суд Российской Федерации (постановление ВС РФ от 15 августа 2014 г. № 60-АД14-11, постановление ВС РФ от 15 августа 2014 г. № 60-АД14-12, постановление ВС РФ от 15 августа 2014 г. № 60-АД14-13, постановление ВС РФ от 15 августа 2014 г. № 60-АД14-14). Но несмотря на позитивную судебную практику, Роструд планирует постепенно от этого подхода отказываться. Об этом рассказал заместитель руководителя Роструда Иван Шкловец на конференции HR Legal, проведенной вчера газетой «Ведомости».
Такое решение связано с тем, что указанный принцип суммирования ответственности нередко приводит к многомиллионным штрафам. И для бизнеса это довольно серьезная нагрузка. Одни только долги работодателей по выплате заработной платы суммарно составляют около 12 млрд руб., уточнил Шкловец. Тем самым крупные штрафы лишь еще больше осложняют ситуацию и точно не способствуют скорейшему устранению нарушения.
При этом представитель Роструда обратил внимание на то, что между инспекциями и работодателями существует очень высокая степень напряженности: «Партнерскими эти отношения назвать нельзя. Нам очень долго придется их выстраивать». Работа в этом направлении идет – напомним, что реформа по повышению эффективности соблюдения требований трудового законодательства началась в 2015 году и рассчитана на пять лет (распоряжение Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 1028-р). Проведение этой реформы было продиктовано необходимостью решения ряда существенных проблем, среди которых можно отметить следующие.
1
Большое количество нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, и связанные с этим трудности, мешающие бизнесу ориентироваться в существующем массиве требований. В результате реформы массив документов, насчитывающий около 75 тыс. действующих с начала прошлого века актов, в течение двух лет сократился, по словам Ивана Шкловца, почти в 158 раз – до 473. В настоящее время корректировка продолжается: принимаются новые нормативные правовые акты в сфере труда, а старые признаются утратившими силу.
2
Нарушение фокуса контроля со стороны проверяющих органов в связи с отсутствием классификации компаний по категориям риска. В прошлом году этот пробел был устранен.
3
Непрозрачность и непредсказуемость надзора в сфере труда. Пока, заметил Шкловец, он таким и остается: «Требуется понимание того, чего ждать, когда инспекторы приходят на плановую или внеплановую проверку».
4
Отсутствие связи между результатами надзора, уровнем правовой грамотности и состоянием производственного травматизма, поскольку проверками охватывается лишь 1,5-1,7% всех хозяйствующих субъектов.
Тем не менее, реформа продолжается, а вместе с ней совершенствуется трудовое законодательство и правоприменительная практика. Так, директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж напомнил, что в этом году заканчивается переходный период проведения специальной оценки труда (ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). И продлевать его не будут. «Я категорический противник продления переходных периодов. Это расслабляет. Пять лет – достаточный период для того, чтобы реализовать предусмотренную законом процедуру», – заметил он.
Корж подчеркнул, что выявление всех возможных рисков и управление ими планируется полностью отдать на откуп работодателю: «Могу сразу сказать, что мы не будем прописывать в ТК РФ конкретных «рецептов». Время жесткого нормирования на федеральном уровне прошло. Мы установим общие принципы и общие классификации, чтобы у работодателя были некие методические материалы для организации работы. И оцениваться будет не наличие/отсутствие какого-либо опасного фактора, а организована ли работа по выявлению опасности, есть ли система управления в сфере безопасности, есть ли положение о такой системе управления, как проводится эта работа и т. д.».
Однако если еще в конце минувшего года новую редакцию раздела ТК РФ об охране труда планировалось представить депутатам уже в текущую весеннюю сессию, то теперь эти сроки сдвинулись как минимум на год. «Внесение законопроекта в Правительство РФ у нас предусмотрено до августа этого года. Соответственно, в весеннюю сессию 2019 года документ перейдет на площадку Госдумы», – заявил Валерий Корж.
Помимо этого, почти на всех международных площадках российских работодателей подвергают критике за то, что у нас существенно затруднен доступ женщин в ряд видов экономической деятельности, профессий и работ. Подобная критика абсолютно справедлива, считает Корж. Техника и технология за последние 15-20 лет, подчеркнул он, существенно изменились. В связи с этим существующий перечень работ, которыми запрещено заниматься женщинам, планируется серьезно сократить.
Этот перечень многие эксперты уже давно называют дискриминационным. В настоящий момент он состоит из 456 видов деятельности (постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»). Однако даже с учетом сокращения в этом перечне в любом случае останутся работы с химическими веществами, которые прямо влияют на репродукцию человека, а также подъем тяжестей, указал представитель ведомства. При этом определенные работы останутся в перечне по морально-этическим соображениям. Это касается, в частности, забоя животных. «Подобную деятельность можно будет разрешить только тогда, когда общество будет к этому готово. Регуляторика должна учитывать общественное мнение», – пояснил Валерий Корж.
Источник: garant.ru