Wavebreakmedia / Depositphotos.com
Аптека оштрафована на 200 тыс. руб. за нарушения в учете препаратов ПКУ, включая безрецептурный отпуск прегабалина и тропикамида. Любопытно, что хотя факт безрецептурного отпуска был установлен полицией, Росздравнадзор не ограничился простым оформлением протокола по ст. 14.1 КоАП (нарушение лицензионных требований) по присланным материалам, а инициировал проведение внеплановой документарной проверки в аптеке (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2019 г. № 308-ЭС19-8674, постановление АС Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2019 г. № Ф08-1520/19).
Уже по результатам этой проверки, в частности, после сличения аптечного журнала учета операций по обращению ЛС и информации от фармоптовиков, контролеры установили, что:
- аптека не вела в полном объеме учет лекарственных препаратов «Прегабалин», «Тропикамид капли глаз. 1%, 10 мл» и «Тропикамид капли глаз. 0,5%, 10 мл» в журнале учета операций (расхождения составили сотни и тысячи капсул);
- сами препараты хранились в коробке под кассовым аппаратом;
- журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, не соответствует форме его ведения: в графе «Виды расхода» отсутствуют строки «по рецептам» и «по требованию»;
- в аптеке не утверждены правила отпуска лекарственных средств, журнал инструктажа по технике отпуска/реализации лекарственных средств и других медицинских изделий (находятся в стадии разработки).
При этом письменные пояснения участников «полицейской» закупки также изучались во время этой документарной проверки в качестве обычных документов.
В итоге аптеку признали виновной в нарушении требований подп. «г» п. 5 Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, п. 4, п. 8 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, что повлекло наказание по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (грубое нарушение лицензионных требований). Суды всех инстанций не усмотрели оснований для отмены или снижения размера штрафа.
Отметим, что в данном деле (как и во многих подобных) аптека безуспешно пыталась доказать, что спорное нарушение совершено исключительно по вине провизора – работника аптеки, который осуществил отпуск препаратов и прочие нарушения вопреки условиям трудового договора и внутриаптечного Приказа об усилении контроля за соблюдением действующего законодательства. Суд этими доводами не впечатлился (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2019 г. № 15АП-21056/18).
Тем не менее, указанная тактика иногда срабатывает в сходных делах – о незаконной продаже алкоголя несовершеннолетним или в «трезвые часы». Магазин, продавец которого был пойман за такой продажей, может избежать ответственности, если докажет, что сам принял все возможные меры против незаконных продаж. В «золотой пакет» доказательств входят:
- трудовой договор;
- должностная инструкция;
- внутренние правила (причем в каждом из вышеназванных документов дублируется запись о соответствующем запрете);
- приказ об ознакомлении с применимой статьей КоАП РФ;
- распоряжение об усилении бдительности при продаже алкоголя;
- журнал ежедневного инструктажа сотрудников по недопущению незаконных продаж алкоголя;
- расписки работников о том, что они осведомлены о недопустимости таких продаж;
- объявления о недопустимости таких продаж, размещенные на видных местах в магазине;
- а главное, программное обеспечение ККТ, уведомляющее продавца о необходимости проверить документы покупателя (постановление ВС РФ от 3 апреля 2017 г. № 32-АД17-5, постановление ВС РФ от 25 февраля 2016 г. № 58-АД16-2, постановление Семнадцатого ААС от 28 ноября 2018 г. № 17АП-13882/18).
Источник: garant.ru