До Верховного Суда Российской Федерации дошел спор о том, обязан ли работник, уволившийся без уважительных причин до истечения установленного договором срока, компенсировать работодателю командировочные расходы, затраченные на обеспечение его обучения в другой местности (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 июля 2018 г. № 69-КГ18-7).
Напомним, что в силу ст. 187 Трудового кодекса работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. При этом согласно ст. 249 ТК РФ в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
ВС РФ указал, что расходы, понесенные работодателем в связи с направлением работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, являются самостоятельной группой расходов и относятся к компенсациям (денежным выплатам), предоставляемым работнику за счёт средств работодателя в целях возмещения работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых и иных обязанностей, в том числе обязанности по профессиональному обучению или дополнительному профессиональному образованию. К числу таких затрат, которые работодатель обязан возмещать работнику при направлении его в служебную командировку для профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, относятся расходы по проезду работника к месту обучения и обратно; расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Возврат работником предоставленных ему работодателем компенсаций (командировочных расходов) в связи с направлением работника за счёт средств работодателя на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование нормами ТК РФ не предусмотрен. Включение этих расходов в затраты, понесённые работодателем на обучение работника и подлежащие возмещению работодателю в случае увольнения работника без уважительных причин до истечения срока, обусловленного соглашением об обучении, противоречит положениям ст. 165, ст. 167, ст. 168, ст. 187 ТК РФ.
Вправе ли организация пропорционально уменьшить выплачиваемую во время ученичества стипендию на время каникул или других перерывов? Ответ — в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!
Отметим, что в практике судов общей юрисдикции позиция о невозможности взыскания с работника командировочных расходов в составе расходов на его обучение и до этого являлась превалирующей (см., например, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 мая 2018 г. по делу № 33-23030/2018, апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 6 июня 2017 г. по делу № 33-3892/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Вологодского областного суда от 24 марта 2017 г. по делу № 33-1624/2017). Тем не менее, иногда в судах встречался и противоположный подход (апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 29 марта 2018 г. по делу № 33-1779/2018).
Источник: garant.ru