В Верховном Суде Российской Федерации рассматривался спор о правомерности увольнения начальника муниципального отдела военного комиссариата в связи с истечением срока его трудового договора (п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса). Работник полагал свое увольнение незаконным, поскольку у работодателя не было оснований для заключения с ним именно срочного трудового договора (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 22 января 2018 г. № 58-КГ17-18).
В первой инстанции решение было вынесено в пользу работодателя. Суд посчитал, что срочный трудовой договор был заключен в соответствии с нормами ст. 58 и ст. 59 ТК РФ, а также Рекомендациями по отбору и приёму на работу граждан на должности в военные комиссариаты от 30 июня 2010 г. № 315/11/2400, разработанными Генеральным Штабом Вооружённых Сил РФ и содержащими положение о заключении трудового договора с военными комиссарами и начальниками отделов военных комиссариатов на срок не более 5 лет.
Хабаровский краевой суд данное решение отменил. Судьи пришли к заключению о невозможности применения в рассматривавшемся споре положений абз. 8 ч. 2 ст. 59 ТК РФ, поскольку работник не являлся руководителем или заместителем руководителя организации. Рекомендации № 315/11/2400, по мнению суда апелляционной инстанции, также не подлежали применению в силу их противоречия ТК РФ.
С такими выводами не согласился уже ВC РФ. Как указано в определении, срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учётом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в частности в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ, а также в других случаях, установленных Кодексом или иными федеральными законами (ч. 2 ст. 58, ч. 1 ст. 59 ТК РФ).
В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Таким образом, к трудовым отношениям гражданского персонала Вооруженных Сил РФ подлежат применению нормы ТК РФ с учетом особенностей, установленных актами Минобороны России (в том числе рекомендациями, директивами), содержащими нормы трудового права. Такие особенности, в частности о возможности заключения с начальниками отделов военных комиссариатов срочных трудовых договоров, предусмотрены Рекомендациями № 315/11/2400.
Неверным был признан и вывод о том, что начальник отдела военкомата не является руководителем организации. Каждый муниципальный отдел военкомата имеет печать с указанием номера отдела, которая передается начальнику этого отдела военным комиссаром. Начальникам отделов военными комиссарами выдаются доверенности на осуществление служебной деятельности. Положениями Единого квалификационного справочника должность руководителя отдела военкомата отнесена к должностям руководителей. Начальник отдела военного комиссариата осуществляет управление служебной деятельностью отдела в соответствии с законодательством РФ, определяет должностные обязанности работников отдела, издает соответствующие приказы, имеет право распоряжения товарно-материальными ценностями. ВС РФ посчитал данные факты достаточными для признания начальника муниципального отдела военкомата руководителем по смыслу ст. 273 ТК РФ.
Источник: garant.ru