AndrewLozovyi / Depositphotos.com
В Обзоре сформулированы, в частности, следующие правовые позиции.
- На отношения между банком и заемщиком, заключившим договор добровольного личного страхования в связи с предоставлением потребительского кредита, а также на отношения между наследниками заемщика и страховщиком распространяется законодательство о защите прав потребителей.
- При подключении заемщика к программе добровольного страхования до сведения потребителя должна быть доведена информация о характере оказываемых финансовых услуг, об условиях их оплаты, в том числе информация о праве на отказ от участия в программе страхования.
- На заемщика, подключенного банком к программе страхования, распространяются правила о «периоде охлаждения», предоставляющие возможность в установленный срок отказаться от договора страхования с возвратом всей уплаченной денежной суммы или – в зависимости от обстоятельств дела – ее части.
- По общему правилу, досрочное погашение заемщиком кредита само по себе не является основанием для возврата части уплаченной страховой премии за неистекший период страхования.
Вместе с тем в случаях, когда по условиям договора страхования размер страховой суммы приравнивается к остатку задолженности по кредитному договору, при полном погашении кредита договор страхования прекращается, а заемщик имеет право на возврат соответствующей части страховой премии.
- Установление инвалидности за пределами срока действия договора страхования не может служить основанием для отказа страховщика в выплате страхового возмещения, если заболевание, в связи с которым установлена инвалидность, возникло в период действия договора.
В Обзор включен также ряд иных правовых позиций, в том числе неоднократно высказывавшийся ВС РФ тезис о том, что проценты за пользование кредитом и неустойка, начисленные заемщику за период просрочки страховой выплаты в пользу банка, могут быть взысканы заемщиком со страховщика в качестве убытков.
Помимо прочего, Верховный Суд Российской Федерации напомнил, что действующим законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора по требованиям, возникающим из договора добровольного личного страхования. Однако с 28 ноября 2019 года потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к страховщику по такому договору только после рассмотрения спора финансовым омбудсменом (Обзор практики рассмотрения судами споров, возникающих из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита (утв. Президиумом ВС РФ 5 июня 2019 г.).
Источник: garant.ru