Минтруд России продолжает попытки обеспечить право работников ликвидируемых организаций на сохранение среднего заработка

Минтруд России продолжает попытки обеспечить право работников ликвидируемых организаций на сохранение среднего заработка

Минтруд России предпринял очередные шаги по исполнению поручения Конституционного Суда Российской Федерации о приведении ст. 178 Трудового кодекса в соответствие с Конституцией РФ (Постановление КС РФ от 19 декабря 2018 г. № 45-П).

Напомним, что в настоящее время указанная статья устанавливает гарантию работникам, уволенным в связи с ликвидацией, по сохранению за ними среднего заработка на период трудоустройства. До недавнего времени получить соответствующую компенсацию работники могли только после увольнения, однако зачастую к тому моменту их бывший работодатель уже завершал процедуру ликвидации, в связи с чем работнику просто не к кому было обращаться за выплатой.

В декабре прошлого года рассматриваемая норма была признана противоречащей Конституции РФ в той мере, в которой она не обеспечивала право всех уволенных в связи с ликвидацией работников на сохранение среднего заработка, а законодателю было предписано устранить указанный пробел в правовом регулировании.

После этого за решение проблемы взялся Минтруд России. Вначале в ведомстве подготовили поправки в ТК РФ и Гражданский кодекс. Предлагалось, во-первых, увеличить размер выходного пособия для работников ликвидируемых организаций до двукратного среднего месячного заработка, а во-вторых, уточнить, что выплаты лицам, за которыми сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства в соответствии с трудовым законодательством РФ, относятся ко второй очереди удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица.

Данные изменения, однако, поставленную КС РФ задачу не выполняли. По-прежнему нерешенным оставался вопрос с сохранением среднего заработка за третий месяц после увольнения. Повышение размера выходного пособия данную компенсацию не перекрывало, а уточнение формулировки нормы ГК РФ, определяющей очередность выплат при ликвидации, во-первых, по сути, не вносило в правовое регулирование ничего нового, а во-вторых, не мешало организации, у которой еще не возникло обязанности по сохранению за работником среднего заработка на третий месяц после увольнения, завершить процедуру ликвидации до того момента, как работник приобретет право на такую выплату.

Теперь же Минтруд России решил подправить Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ). В ведомстве предлагают внести в закон следующие изменения1:

  • Согласно действующим правилам уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока, установленного для предъявления требований кредиторами. Предлагается уточнить, что к таким кредиторам относятся в том числе бывшие работники.
  • В заявлении о государственной регистрации юрлица в связи с его ликвидацией, которое подается в регистрирующий орган, необходимо будет отмечать, что произведены все выплаты, предусмотренные увольняемым работникам.
  • Ликвидационный баланс можно будет представлять в регистрирующий орган только после расторжения всех трудовых договоров с работниками ликвидируемого юридического лица и осуществления всех выплат, предусмотренных увольняемым работникам.
  • Однако, по нашему мнению, данные меры тоже не смогут решить существующую проблему. Дело в том, что на момент представления в регистрирующий орган документов, необходимых для регистрации ликвидации, у ликвидируемого юрлица действительно может не быть никакой задолженности перед уволенными работниками, а все выплаты, на которые такие работники имели право на момент подачи документов, могут быть осуществлены. Что юрлицо вполне справедливо и отразит в документах. Это, однако, не значит, что задолженность перед работниками у организации не появится в дальнейшем. Закон не устанавливает безусловного права работников, уволенных в связи с ликвидацией, на сохранение за ними среднего заработка после прекращения трудовых отношений. Такое право у работников возникнет только в том случае, если работники не найдут себе нового места работы. А для возникновения права на сохранение среднего заработка за третий месяц после увольнения необходимо еще и соответствующее решение службы занятости, которое тоже может быть принято только при соблюдении ряда условий. Причем обязанность произвести работнику выплату среднего заработка возникает у работодателя также не сама по себе, а лишь по факту предоставления работником соответствующих документов, подтверждающих наличие у работника права на выплату. До указанного момента говорить о наличии какой-либо задолженности работодателя перед уволенными работниками в части сохранения за ними среднего заработка на период трудоустройства не приходится. То есть, если работодатель уволил работника в связи с ликвидацией и выплатил ему в день увольнения расчет, включающий в себя выходное пособие, то с этого момента работодатель этому работнику больше ничего не должен. Задолженность по выплате такому работнику среднего заработка лишь может возникнуть в будущем при определенных обстоятельствах. А значит, пока такой задолженности нет, работодатель, не нарушая никаких предлагаемых Минтрудом России новых требований закона, может подавать в регистрирующий орган документы на ликвидацию. А после этого может возникнуть та же ситуация, которая является крайне распространенной в настоящее время: ликвидация завершается, после чего у работника возникает право на получение среднего заработка, но предъявлять соответствующее требование уже не к кому.

    Довольно странными кажутся и доработки, которые Минтруд России внес в подготовленный им ранее проект поправок в ТК РФ. Во-первых, Минтруд России решил смягчить сформулированные им самим ранее требования по выплате выходного пособия при ликвидации в двукратном размере среднего заработка и вернуться к ныне действующему правилу о выплате пособия в размере среднего месячного заработка. При этом предлагается отдельно оговорить, что работодатель вправе вместо сохранения заработной платы на период трудоустройства выплатить работнику при увольнении выходное пособие в размере двукратного среднего месячного заработка.

    Впрочем, какое специальное регулирование устанавливает эта норма, не вполне понятно. Работодатель и сейчас в силу ч. 4 ст. 178 ТК РФ вправе выплачивать выходное пособие в повышенном размере. Причем все это выходное пособие пойдет в зачет сохранения среднего заработка. Поэтому если сейчас работодатель при увольнении выплатит работнику выходное пособие в размере среднего заработка за два месяца, то в дальнейшем как-либо дополнительно оплачивать первые два месяца периода трудоустройства работнику ему не придется.

    Также Минтруд России предлагает установить, что уволенный работник вправе обратиться к работодателю за получением среднего месячного заработка на период трудоустройства в срок не позднее 15 календарных дней после окончания периода трудоустройства.

    Кроме того, планируется2 прописать в Кодексе, что при ликвидации организации работодатель производит выплату выходного пособия и среднего заработка за период трудоустройства в полном объеме до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством. Однако и эта норма, по сути, не устанавливает ничего нового. Совершенно очевидно, что и сейчас все эти выплаты организация может произвести только до своей ликвидации. Ведь после этого ее уже не существует.

    Фактически все предлагаемые Минтрудом России новеллы направлены на исключение возможности организации завершить процедуру ликвидации до выплаты работникам всех причитающихся им сумм. Однако проблема действующего регулирования заключается совсем не в том, что работодатель в настоящее время может ликвидироваться, проигнорировав существующие у него долги перед работниками (в том числе и бывшими). Проблема в том, что на момент ликвидации у работодателя этих долгов просто нет, поскольку у уволенных работников еще не возникло право на получение соответствующих сумм (и такое право может у них вообще не возникнуть).

    Вероятно, в Минтруде России хотели исключить саму возможность ликвидации работодателя до тех пор, пока не окончен период трудоустройства последнего уволенного работника и не прошли 15 дней, в течение которых работник может предъявить требование по оплате этого периода. Однако, во-первых, такой запрет не следует из предложенных поправок (как в ТК РФ, так и в Закон № 129-ФЗ). Да, Минтруд России предлагает ввести срок, в течение которого работник вправе предъявить требование по выплате среднего заработка, и уточнить, что организация не вправе подать уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса ранее срока, установленного, в том числе, для расчета с теми кредиторами, которые являются бывшими работниками. Но нужно понимать, что под кредитором согласно ст. 307 ГК РФ понимается лицо, которое имеет право требовать от должника исполнить его обязанность по совершению в свою пользу определенного действия (в том числе уплаты денег). Однако у уволенного в связи с ликвидацией работника такого права изначально нет. Оно может лишь возникнуть в будущем при определенных условиях. То есть только что уволенный работник не является кредитором в отношении работодателя (если, конечно, работодатель произвел в его пользу все иные выплаты, которые были положены ему при увольнении).

    А во-вторых, если идея чиновников действительно заключается именно в том, чтобы не позволить работодателям ликвидироваться до истечения указанного срока, то такие изменения крайне затруднят ликвидацию юрлиц, особенно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в ЗАТО. Ведь в этих регионах период сохранения за уволенными в связи с ликвидацией работниками среднего заработка составляет до полугода. А значит, организация не сможет завершить ликвидацию в течение шести с половиной месяцев с момента увольнения последнего работника.

    ______________________________

    1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/03-19/00090078).
    2 С текстом законопроекта «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/02-19/00088501).

    Источник: garant.ru

    Поделиться в vk
    VK
    Поделиться в facebook
    Facebook
    Поделиться в twitter
    Twitter
    Поделиться в telegram
    Telegram
    Поделиться в whatsapp
    WhatsApp
    Галкин Кирилл Олегович

    Галкин Кирилл Олегович

    Юридические вопросы по теме судов и недвижимости

    Хотите получить бесплатную консультацию юриста?

    Услуги агентства

    Заказ обратного звонка!

    Перезвоним быстро, конфиденциальность гарантируем.

    Заявка отправлена!

    Спасибо, скоро мы свяжемся с вами!